Художественный стиль, визитной карточкой которого стала изогнутая волнообразная линия, во Франции называют ар-нуво («новое искусство»), в Германии – югендстиль, в Италии – либерти, в Польше — сецессия, в США – стиль Тиффани. В России за этим направлением в искусстве утвердился термин модерн. Его элегантная спонтанность, которая достигалась тщательной прорисовкой эскиза интерьера от узора на светильнике до завитка на дверной ручке, напомнила миру, что лучшая импровизация – та, что хорошо подготовлена.
Модерн пришел в нашу страну в начале XX века и совпал по времени с новым расцветом русской поэзии. Декадансу Серебряного века с его стремлением к изысканной красоте и внутреннему надрыву как нельзя более соответствовала пластическая выразительность и утонченная изящность модерна. Люди еще верили, что красота может спасти мир, и потому стремились «исцелить жизнь красотой». Архитектор Федор Шехтель, один из самых ярких представителей русского модерна, говорил, что «здоровый человек ищет в искусстве антитезу скучной действительности. Красивым должно быть все до мелочей».
Основой нового стиля стала декоративность, а главным выразительным средством – изогнутая линия, напоминающая вьющийся стебель или морскую волну. Особая роль была отведена наполненному символическим смыслом растительному орнаменту.
Модерну свойственны разнообразные геометрически сложные формы и декор светильников. Характерны текучие формы, растительные орнаменты, постоянно меняющийся стиль. Ручная работа изделий и элементов — еще одна отличительная черта дизайна в стиле модерн: зеркала и картины в резных рамах, витражи, светильники выполнялись по эскизам, а часто и руками замечательных мастеров того времени.
В декоре применяются узорная керамическая облицовка, кованое гнутое железо с растительными переплетениями в декоративных решетках. Очень популярны витражи с абстрактным рисунком. Развитие интерьера по спирали — один из излюбленных приемов модерна — делает его похожим на раковину. Впоследствии форма раковины станет символом стиля, как и морская волна, ирис, с его причудливо выгнутыми лепестками, лилия, цикламен и, конечно, девы с томными бледными лицами и длинными волнистыми волосами.
Впервые в истории искусства соединились европейские и восточные художественные традиции. Из Страны восходящего солнца пришла мода на черный лак со сложным растительным рисунком и отделку перламутром светильников и аксессуаров.
В интерьере модерна нет мелочей. Каждый предмет, каждая деталь работают на создание особой ауры: хрустальная люстра с множеством свечей, кресла со спинками в виде половинок раковины, диваны на гнутых ножках, обтянутые цветастым шелком, бронзовые скульптуры. Дорого, но не помпезно, технологично, но не холодно, комфортно, но элегантно – так выглядит подобный интерьер. Для него по-прежнему актуален лозунг «Назад, к природе!».
Важная роль отводится свету: для модерна характерны неяркие приглушенные тона, оттенки светло-зеленого, жемчужно-серого, лилового, из ярких — насыщенные золото и охра.
В интерьерах модерн часто используется многоуровневый потолок, разделенный волнистыми линиями с множеством встроенных лампочек. Очень необычно смотрятся на нем витражное «звездное небо» или «лесная поляна». Зеркала — овальные, круглые или стрельчатые. Особое внимание уделяется деревянным рамам: извилистые линии, подобно побегам растений, «оплетают» стекло.
|